Принципы административного расследования

Понятие, основания и принципы административной ответственности

Однако административное принуждение не сводится к мерам административной ответственности. Выделяют также административно-предупредительные меры. Основной их целью является предупреждение возможных правонарушений, которые носят принудительно-профилактический характер (проверка, досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов, введение карантина и др.).

Кроме того, выделяют административно-пресекательные меры, которые направлены на прекращение противоправных деяний, предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и др.).

Развитие административного судопроизводства в Кыргызской Республике

Гражданский процессуальный кодекс Киргизской ССР (от 30 июля 1964 года), действовавший до 29 декабря 1999 года, предусматривал следующую категорию дел, возникающую из административно-правовых отношений: 1) по жалобам на неправильности в списках избирателей; 2) по жалобам в связи с наложением административных взысканий; дела по жалобам на неправомерные действия органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющие права граждан, отнесенные законом к компетенции судов; 3) о взыскании с граждан недоимки по налогам, самообложению сельского населения и государственному обязательному страхованию.

Ныне действующий Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики (введен в действие Законом КР от 29 декабря 1999 года N 147) изначально содержал в себе три самостоятельных главы 26, 27 и 28 регулирующих вопросы судопроизводства: 1) по заявлениям об оспаривании постановлений государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; 2) по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц; 3) по делам об оспаривании гражданами, юридическими лицами, прокурорами нормативных правовых актов соответственно. Дела указанной категории рассматривались соответствующими районными судами.

Законом Кыргызской Республики от 25 июля 2008 года

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики»

законодатель объединил все три указанных главы в одну Главу 26 Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики «Особенности гражданского судопроизводства по административным делам». Законодательно был закреплен самостоятельный вид судебного дела — административное дело и ему дано определение в соответствии с которым, это дело: — вытекающее из административных (не гражданских) правоотношений; — сторонами которого являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, а также граждане и юридические лица.

С 2004 года рассмотрение административных дел по подсудности передано межрайонным судам. В порядке судопроизводства по административным делам суды рассматривают: 1) заявления о признании недействительными полностью или в части постановлений государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; 2) заявления о признании недействительными полностью или в части ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц; 3) заявления о признании недействительными полностью или в части нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц; 4) заявления об оспаривании действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Производство по административным делам осуществляется судами по общим правилам гражданского судопроизводства с особенностями, установленными указанной главой, так как рассмотрение административных дел отличается от гражданских дел не только более сжатыми сроками рассмотрения и обжалования, но и существенными процессуальными отличиями.

Принципы административного расследования

Подобно другим разновидностям юридического процесса, административный процесс представляет собой определенную процедуру, складывающуюся из предусмотренных законом и осуществляемых в логической последовательности действий участников процесса.

Исходя из этого, общая теория права, в том числе наука административного права, различает в названной процедуре определенные этапы (стадии), в пределах которых участники административного процесса обязаны или правомочны совершать предусмотренные законом действия.

Административное право

Законность и эффективность деятельности представителей власти в сфере обеспечения правопорядка во многом зависит от современности законодательства, её регулирующего.

Зако­нодатель стремится совершенствовать процесс производства по делам об административных правонарушениях, внося из­менения в правовые нормы, в том числе и темпоральные. Раз­витие и усложнение процесса производства по делам об адми­нистративных правонарушениях обусловлено современными требованиями, в первую очередь к обеспечению и соблюдению прав граждан.

Процессуальные сроки в производстве по делам об ад­министративных правонарушениях — это предусмотренные нормами административно-процессуального права времен­ные промежутки, в пределах которых субъектам производ­ства необходимо воздержаться от совершения либо совершить определенные процессуальные действия, направленные на ре­ализацию принципов, целей и задач производства по делам об административных правонарушениях. В целях обеспечения оперативности производства законо­дателем определены краткие процессуальные сроки, соблюсти которые не всегда представляется возможным.

Законодатель, в зависимости от различных условий произ­водства, предусматривает следующие процедуры изменения сроков: приостановление, продление, зачет и др.

Экспертиза по делам об административных правонарушениях особенности и порядок назначения экспертизы

Согласно ч.

4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса; 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса; 5) утратил силу.

Основанием возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения.

Началу административного расследования предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки нарушения, то есть наличие повода (процессуального основания), ибо не обнаруженное (латентное) нарушение не вызывает административно-процессуальных отношений.

Административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прокурсорах, миграционного законодательства, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках,^ знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности; дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

К этим стадиям относятся: возбуждение административного дела; его расследование и направление материалов по подведомственности; рассмотрение дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие постановления; факультативная — обжалование и опротестование постановления, его пересмотр; обязательное исполнение постановления, вынесенного по делу. Возбуждение дела об административном правонарушении имеет специфическое процессуальное оформление протоколом об административном правонарушении (глава 28 КоАП РФ).